,

фонд президентских грантов

Проект направлен на реализацию инклюзивной программы поддержки детей с инвалидностью по зрению (в возрасте от 10 до 16 лет с врождённой или приобретённой потерей зрения) в области мотивированного изучения сложной лексики русского языка с меньшей психоэмоциональной нагрузкой. Языковое образование детей с инвалидностью по зрению – это широкая социальная задача, требующая использования междисциплинарного подхода, привлечения коррекционных педагогов и адаптированные учебные пособия с максимальным использованием сохранных сенсорных возможностей детей. Однако, даже в этом случае, словарный запас детей и подростков имеет тенденцию к сокращению и нуждается в регулярном пополнении. Именно поэтому, в рамках проекта, было предложено создать серию учебных аудио-спектаклей, адаптированных для полноценного художественного и эмоционального восприятия детьми с инвалидностью по зрению, которые бы отражали особенности фонетики слов русского языка и нюансы их использования для лучшего усвоения и запоминания. Каждый такой аудио-спектакль с инструкциями по правильному восприятию планируется создавать с привлечением специалистов в области РКИ, коррекционных педагогов и профессиональных музыкантов, а также производить его запись и озвучку с использованием контекст-ориентированных звуковых эффектов и музыкального сопровождения. Аудио-спектакли планируется проигрывать в специализированном тифлокинотеатре на профессиональном оборудовании. При этом, их использование также может быть показано для пополнения словарного запаса зрячими детьми с развитой аудиальной памятью, что может дополнительно способствовать развитию их образного восприятия. Слова для проекта предлагается разделить на тематические группы: основы православной культуры и светской этики, память о Великой Отечественной войне, история России и патриотизм. В случае успешного завершения данный проект может способствовать решению задач по удовлетворению потребностей детей с инвалидностью по зрению в эффективном изучении сложной лексики русского языка. Выбранный художественный подход также приведёт к их эстетическому, эмоциональному и нравственному развитию, будет развиваться их образное и логическое мышление и появляться новые стимулы к творческой самореализации, в частности в области музыки и литературы. Ведь русский язык является для детей с инвалидностью по зрению основой всего процесса обучения, средством развития и выражения их интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Именно поэтому постоянное совершенствование навыков родной речи так критически важно для выбранной целевой группы.